50+ Преодолевая эйджизм
Эту статью я решила адресовать не соискателям в возрасте «за 50», а их потенциальным работодателям (Надежда Навроцкая /психолог/) – то есть тем, кто при поиске работников устанавливает те самые рамки «от 25 до 35 лет».
О том, что нужно делать соискателям «в возрасте» написано много: одни советуют не упоминать свой возраст, другие – не озвучивать весь послужной список, мол работа в НИИ в 197.. году пугает, третьи настоятельно рекомендуют моложаво и бодро выглядеть и соглашаться на любые условия. Но факт остается фактом – на какие бы ухищрения ни пошел соискатель, работодатель, убежденный, что человеку в возрасте нечего делать в его компании, отметет резюме, как только увидит цифру возраста, выше заявленной в вакансии.
И напрасно! Ведь у соискателей предпенсионного возраста, вне зависимости от пола, есть масса неоспоримых преимуществ.
Во-первых, они не стремятся сделать головокружительную карьеру, для них чаще всего важно найти стабильный доход и гарантированное рабочее место на несколько лет вперед. Поэтому шансы на то, что через пару-тройку месяцев такой сотрудник поменяет место в вашей компании на другое, более перспективное, ничтожно малы. Наоборот, с учетом сложившейся в России дискриминирующей политики в сфере занятости, такой сотрудник будет вам безмерно признателен за предоставленную возможность, а кроме того, будет бояться потерять рабочее место, поэтому работать будет вдвое усердней.
Во-вторых, подавляющее большинство таких соискателей гораздо свободнее, чем молодые люди: их не обременяют маленькие дети (не надо бежать в детский сад или на родительское собрание, нет постоянных больничных из-за простуд малышей), женщина в возрасте за 50 не уйдет в декретный отпуск, у таких сотрудников меньше потребностей в бурных развлечениях, личная жизнь, вне зависимости от ее успешности, уже устоялась. В конце концов, гораздо меньше шансов на то, что завяжется служебный роман. Тем самым, сотрудники в возрасте могут гораздо больше времени уделять работе, а не личной жизни в различных ее проявлениях, они охотнее ездят в командировки и с меньшим сопротивлением задерживаются на работе.
В-третьих, у сотрудников в возрасте есть опыт. Не просто опыт, а зачастую знание основ той или иной профессии. Конечно, если соискатель проработал в одной должности 30 лет, работал «по старинке» все годы, и понятия не имеет о современных технологиях, то такой опыт – скорее минус. Но, как правило, те, кто хочет продолжать работать, постоянно интересуются тем новым, что происходит в рамках их профессии, посещают обучающие тренинги и семинары. Но даже если соискатель не владеет новой информацией, но готов и желает учиться – он сможет это сделать. Считается, что с возрастом человеку все сложнее усваивать новую информацию, что людям пенсионного возраста тяжело осваивать иностранные языки или работу на ПК. Ничего подобного. Все зависит от уровня интеллекта и желания самого человека. Порой выпускник вуза имеет гораздо меньше шансов обучиться тому же английскому языку или основам работы с бухгалтерскими программами, чем 50-летний секретарь.
Еще один плюс: сотруднику в возрасте гораздо проще установить контакт с клиентами или конкурентами его же возраста и представителями госорганов (тем более, что сейчас многие «представители госорганов» и сами то едва достигают 30-летнего возраста).
Конечно, с точки зрения работодателя, у сотрудников «за 50» есть и минусы, но чаще они не так страшны, как их себе представляют. К таким минусам относят:
Не столь крепкое здоровье, как у молодых сотрудников. Действительно, современный бизнес носит агрессивный характер: из работников стараются выжать все максимуму, многим приходится весь день проводить на ногах, в разъездах по городу, общаться с огромным количеством людей. Работодатели полагают, что многим людям предпенсионного возраста это не по силам. Кроме того, как это ни печально, но в современном мире при высоком темпе жизни среди мужчин 45-55 лет довольно большой процент смертности, как правило – от инфарктов. Работодатель изначально боится такой ситуации, даже если он и не будет виновным в данной ситуации.
Что ж, доля правды в этом есть. Скорее всего, такой сотрудник будет выполнять меньший объем работы, но вероятно – более качественно. Известно, что менеджеры по продажам в возрасте после 45 лет, если получают работу, нередко увеличивают количество продаж на 20-30% только благодаря добросовестному подходу к делу.
Трудности внедрения в молодой коллектив. Действительно, молодые люди зачастую неохотно принимают в свой круг человека в возрасте: они испытывают трудности в установлении с ним субординации, тяжело находят общий язык и интересы, нередко огромной пропастью становятся взгляды на жизнь. Молодые изначально боятся поучений со стороны «старшего товарища» и занимают оборонительную позицию, нередко посмеиваются над незнанием слэнга… Все это, конечно, не способствует укреплению корпоративного духа. Но нередко случается так, что женщины-сотрудницы в возрасте за 50 располагают к себе способностью внимательно и участливо выслушивать проблемы коллег, покоряют сердца сослуживцев домашней выпечкой, а их ровесники-мужчины не прочь поговорить со своими молодыми коллегами о футболе и посмеяться над рассказами молодежи о походе в клуб. И вот уже «старичок» становится душой молодого коллектива.
Сложности в обучении. Как уже указывалось выше, считается, что человека в возрасте сложно чему-то научить. Это не так. Однако большинство работодателей полагают, что сотрудника предпенсионного возраста обучать (направлять на семинары, конференции, тренинги) просто бесперспективно. Ведь поработать ему остается несколько лет – к чему такие затраты? А сотрудник без знания новых технологий тоже не очень нужен… Замкнутый круг. Тем не менее, стоит помнить, что опыт плюс новые знания могут дать вам, хоть и на несколько лет, но одного из самых «выгодных» сотрудников.
«Советская закалка». Существует представление, что те, кто начал свою карьеру при Советском союзе, непременно стремятся к социальному равенству, не приемлют работу «на хозяина», стремятся совершить революцию и, как говорил небезызвестный Шариков «все поделить». Предполагается, что такие сотрудники будут бороться за равное распределение премий и прочих благ, отстаивать свои права и требовать организовать профсоюз. Однако на деле все совсем не так. Большинство 50-летних пережили перестройку и безработицу, в первую очередь они ориентированы на стабильный заработок, и готовы зачастую работать за вполне умеренную плату.
Итак, плюсы сотрудников предпенсионного возраста очевидны, минусы не так и страшны. Почему же эта цифра «50» так пугающа для работодателя?
Побеседовав с довольно большим количеством руководителей разнообразных профессий, я сделала следующий вывод: большинство работодателей просто боятся соискателей в возрасте! И тысячи разных отговорок, как то: «будет болеть», «не сможет работать в бешеном ритме», «не обучаем», «советской закалки» просто маскируют этот страх. В ходе длительной беседы один из молодых руководителей, которому едва исполнилось 30 лет (а для нынешних темпов развития компаний это уже норма), мне в сердцах признался: «Да как я буду управлять человеком, который мне фактически годится в отцы?!». И это – чистая правда.
У ряда руководителей в возрасте до 40 лет соискатель, который старше их хотя бы лет на 10, стойко ассоциируется с кем-либо из значимых взрослых, например, с одним из собственных родителей (или же тещей, свекровью, тетей, дядей, воспитательницей из детского сада – список можно продолжать). Таким образом, руководитель, общаясь с таким подчиненным, автоматически вынужден перейти из позиции «взрослого» в позицию «ребенка», что влечет неуверенность в себе, растерянность при необходимости ставить задачи подчиненному, и, как результат – раздражение по отношению к сотруднику. Те руководители, которые смогут осознать свою проблему, сделают огромный шаг вперед. Осознав причины своего страха перед сотрудниками более старшего возраста, они смогут научиться чувствовать себя взрослыми и достаточно опытными в своем деле в любой ситуации – будь то общение с подчиненным, вышестоящим руководителем или представителями власти.
Другие руководители нередко воспринимают подчиненных в возрасте как конкурентов. Еще бы, ведь руководитель на то и руководитель, чтобы обладать наибольшим опытом, харизмой и авторитетом. Когда появляется на горизонте другой: опытный, умудренный годами сотрудник, которого остальные подчиненные называют никак иначе как по имени-отчеству (зачастую это происходит автоматически, даже если у сотрудника весит бейдж «Николай» все равно коллеги называют его «Николай Степанович»), по отношению к которому не позволяют себе открыто подшучивать – руководитель воспринимает это событие, как угрозу собственному авторитету. Однако стоит помнить, что сотрудники, получившие место работы, в то время когда до пенсии осталось совсем чуть-чуть, вовсе не стремятся соперничать с современной молодежью. Они хотят спокойно доработать оставшиеся несколько лет, и если уж на что-то втайне и надеются, так это на возможность продлить контракт на несколько лет после того, как «стукнет» пенсионный возраст. Эти люди достаточно умудрены жизненным опытом, чтобы понимать, что тягаться с молодым начальником чревато.
Ну и последнее – отсутствие опыта в управлении людьми, значительно превосходящими по возрасту. Конечно, проще идти по проторенной дорожке. Но стоит помнить, что новый опыт, каким бы он ни был – положительным или отрицательным, всегда обогащает и приносит свои плоды. Попробуйте поработать с соискателями «+50», и в следующий раз, при составлении объявления о вакансии, вы, возможно, не станете указывать возраст потенциального подчиненного.