Обмани меня
Вряд ли для кого-то будет открытием тот факт, что рекламируемые свойства товара практически всегда не соответствуют действительности. Очевидно, что стиральные порошки не обладают интеллектом и не способны распознавать вид загрязнений, ни один дезодорант не способен остановить выделение человеком пота на 48 часов, а употребление яблочного сока, даже самого «доброго», не заменит визита к психотерапевту. Мы убавляем звук, когда начинается реклама, переключаем каналы, ворчим, что реклама мешает смотреть нам любимые фильмы. Мы говорим: «Как же она надоела», и в то же время наши дети замирают у экрана уже при звуке заставки, оповещающей о рекламной паузе. Сами мы в 99% случаев покупаем товар, с которым знакомы только благодаря постоянному уверению диктора в том, что «ведущие ученые (кто они, эти ученые?) называют эту марку номером один в России». Более того, когда реклама не производит впечатления, мы искренне возмущаемся отсутствием профессионализма рекламщиков! Мол, эх, нет в краю родном профессионалов, чтоб сняли красиво, так, чтобы за душу брало. Вывод: мы хотим, чтобы нас обманывали! Потребитель, покупая какой-либо товар, хочет верить в то, что уж он-то покупает действительно качественную вещь. Даже самый захудалый мужичонка хочет почувствовать себя хотя бы раз настоящим мачо, для чего, как утверждает реклама, достаточно пользоваться определенным дезодорантом – и он покупает этот дезодорант. Более того – в момент, когда он им пользуется - он действительно в своем воображении на какой-то миг превращается в мачо! Толстушка, стоя под душем и выливая на себя полфлакона разрекламированного геля, действительно чувствует себя утонченной стройной красавицей с кашемировой кожей. Ребенок, получив заветную сладость, которую так часто видит в рекламных волшебных приключениях, чувствует, что прикоснулся к сказке. Реклама дает возможность всем нам на мгновение поверить в то, что наши мечты исполняются, именно поэтому мы сами «обманываться рады».
Однако не каждая реклама дает возможность прикоснуться к чуду. Для того, чтобы реклама стала той самой сбывающейся мечтой, используется множество уловок, приемов, техник. И подавляющее большинство этих приемов заимствованы из НЛП.
Поиск секрета эффективного воздействия
Аббревиатура НЛП расшифровывается как «нейро-лингвистическое программирование». В свою очередь часть понятия «нейро» говорит о том, что наше поведение берет начало в неврологических процессах: зрения и видения, слуха и слушания, обоняния и восприятия запаха, вкуса и вкусовых ощущений, прикосновения и тактильных ощущений человека. Мы воспринимаем окружающий мир посредством пяти органов чувств, извлекаем «смысл» из полученной информации, а после руководствуемся им. Часть понятия «лингвистическое» показывает, что мы используем язык и речь с целью донесения своего восприятия для других, а также упорядочивания своего поведения. «Программирование» отражает способы, при помощи которых мы организуем свои действия для достижения результатов.
Изначально одной из основных задач НЛП являлось моделирование нейро-стратегий - «снятие» или «копирование» какого-либо навыка, поведенческого или мыслительного у человека, владеющего им в совершенстве, и «передача» этого навыка другим людям.
Впервые НЛП появилось в начале 70-х годов двадцатого столетия в университете Санта–Круз в США. Его основателями были Джон Гриндер, в то время ассистент кафедры лингвистики, и Ричард Бэндлер — студент психологического и математического факультетов, к тому же интересовавшийся и психотерапией. Гриндер и Бэндлер в своих исследованиях попытались «смоделировать» деятельность трех психотерапевтов, уже получивших к этому времени международное признание - Фрица Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. Цель, которую ставили перед собой Гриндер и Бэндлер, состояла в том, чтобы воспроизвести успешные модели общения, которыми пользовались известные психотерапевты, с тем, чтобы затем попытаться использовать их в работе со своими пациентами. Результатом этого этапа исследований явился набор техник, применяемых для повышения эффективности общения, оптимизации процесса обучения, а также для личностного совершенствования в различных областях.
Однако открытые учеными техники быстро получили широкое распространение и оглушительный успех. За несколько лет НЛП стало применяться не только в психотерапии, но и в сфере бизнеса, рекламы, образования, и получило признание как общая модель эффективной коммуникации.
Таким образом, НЛП - это наука о том, как мы знаем и как познаем. О том, как устроено наше мышление, и как мы можем, меняя его форму, менять его содержания и, как следствие, создаваемый им мир. И наоборот, как изменяя мир, можно изменять содержание нашего сознания и наши мотивы, что и используется с большим успехом при создании рекламы.
В рекламе технологии НЛП используются в первую очередь для определения метапрограмного профиля целевой аудитории - то есть выявления свойственных целевой аудитории фильтров внимания и определенных стратегий мышления. Это позволяет в дальнейшем создавать рекламные обращения, «кодируя» их в тех нейро-стратегиях и транслируя в тех каналах восприятия, которые наиболее свойственны потребителю. В результате это приводит к принятию потребителями рекламной идеи как своей собственной либо авторитетной для них.
Примером применения этой технологии является реклама шоколадного батончика, в которой известная балерина неожиданно для аудитории выдает сленговое сообщение: «Поцелуй меня в пачку!». И пусть более зрелая часть аудитории возмущена подобной рекламой, та часть, на которую ролик рассчитан (основными потребителями шоколадных батончиков являются подростки и молодые люди), воспринимает ролик, как обращенный непосредственно к себе, что значительно повышает уровень продаж.
Наибольшую эффективность дают рекламе технологии НЛП, позволяющие оказывать воздействие на бессознательном уровне. Потребители искренне полагают, что при покупке того или иного товара они совершают сознательный, обдуманный выбор. Ничего подобного! Учитывая, что большинство решений о покупке принимается человеком благодаря бессознательным механизмам психики, использование этих технологий делает рекламные обращения по-настоящему мощным инструментом и значительно повышает степень их воздействия на фоне других влияющих факторов.
Не верь глазам своим
Начнем с самого, пожалуй, простого и распространенного приема в области наружной рекламы — создания картинки-образа. При взгляде на рекламный щит либо экран телевизора у потребителя должна возникнуть положительная эмоция, связанная с очень приятным опытом. У потенциального покупателя запускается неосознаваемая им реакция на стимул, то есть само информационное сообщение он может забыть через несколько секунд, но эмоция, пробудившаяся при невольно брошенном взгляде на биллборд, запоминается надолго.
Само по себе изображение бокала пива вряд ли вызовет у потребителя какие-то особые положительные эмоции, если только он не алкоголик с хронической тягой к похмелью. Но в жаркий день изображение запотевшего бокала с холодным золотого оттенка пивом, приближающегося на экране буквально чуть ли не к губам зрителя, несомненно вызовет желание утолить жажду именно этим напитком.
Секрет данного эффекта заключается в использовании субмодальных стратегий. Простые составляющие мыслительного процесса («модальности») — это обращение к нашему чувственному опыту – зрительному, слуховому, опыту ощущений. С точки зрения НЛП понятие «мы думаем» означает — мы попеременно и в разной последовательности обращаемся то к зрительным образам, которые вспоминаем или конструируем, то к звукам и словам, которые мы можем вспомнить или сконструировать, а если не слышали их раньше, то к ощущениям тепла, холода и т.п. Разделив человеческое мышление на простые составляющие — модальности, специалисты в области НЛП разделили каждую модальность на субмодальности. Есть универсальные субмодальности, которые являются общими для любой модальности, — это интенсивность (яркость, громкость), распространенность (размер), местоположение и некоторые другие. Используя только некоторые субмодальности, можно очень эффективно менять поведение человека. Так, цвет пива в рекламе становится насыщеннее и ассоциируется с цветом «зрелой золотистой пшеницы», из которой оно, по замыслу, должно изготавливаться. Крупным планом, приближая к зрителю, изображается наполняющийся бокал. То есть в рекламе задействованы универсальные зрительные субмодальности, которые увеличивают привлекательность продукта: яркость, цветность, увеличение размера.
Однако даже художественно преподнесенное пиво в бокале может не произвести никакого впечатления на потребителя, если не связать это изображение с приятными ощущениями. Какое пиво приятнее всего пить, особенно в жару? Правильно, холодное. Ощущение того, что пиво холодное, должны дать капельки конденсата на бокале, то есть подключается еще одна субмодальность – температура. Таким образом, используется такая стратегия НЛП как чередование зрительного образа и ощущений, другими словами — стратегия «вижу — чувствую». Эта стратегия ориентирована на совершение «импульсивной покупки», то есть покупок, которые совершаются в гипермаркетах при закупках большого количества товаров. В течение последних нескольких лет данную стратегию активно внедряют в массовое сознание изготовители рекламы шампуней, бритвенных лезвий, гелей для душа, продуктов и напитков и так далее – то есть всех товаров, которые можно почувствовать путем прикосновения, вкуса, обоняния: «Почувствуй прикосновение…», «Ощути нежность…», «Испытай наслаждение…».
Еще одна находка НЛП, активно применяемая в рекламе, — использование «глазодвигательных шаблонов», то есть связи направления взгляда с той модальностью, к которой человек обращен в данный момент. Так, когда человек смотрит влево вверх, он обращается к зрительному опыту, вправо вверх – конструирует зрительный образ; когда смотрит по горизонтали или влево вниз — это обращение к слуховому опыту; когда же взгляд обращен вправо вниз — это обращение к опыту ощущений. Данный механизм объясняется тем, что взгляд проецируется на те участки коры головного мозга, где расположены соответствующие центры. Знание глазодвигательных шаблонов имеет значение для производства печатной рекламы. Например, фотографию упаковки рекламируемого товара лучше помещать в верхней части плаката, а фотографию самого продукта (особенно если он съедобен) — в правом нижнем углу.
Также с помощью НЛП можно закладывать скрытую информацию в печатный шрифт. Основным приемом в данном случае является маркировка. Из основного текста каким-либо образом (например, жирным шрифтом, курсивом или цветом) выделяются слова, которые, если читать только их, составят свой смысл. При чтении основного текста второй смысловой уровень уходит на бессознательный уровень. В итоге получается, что сам текст является смысловой единицей и визуально измененные слова тоже информативны. Нашему сознанию достаточно несколько долей секунды, чтобы распознать заложенный смысл, сохранить его в бессознательном, а затем, в ситуации выбора, так же незаметно для нас этот смысл воспроизвести, когда мы окажемся в ситуации выбора.
Вообще основная задача любого рекламного сообщения — привлечь непроизвольное внимание к самому сообщению. Поэтому еще одним универсальным способом, который решает эту задачу, является движение в поле зрения. Любое перемещение в поле зрения сразу же привлекает внимание: так, к магазину, который оборудован движущейся световой рекламой, подходит гораздо больше потребителей, чем к тому, который оборудован статичной подсветкой.
Аудиальные (звуковые) субмодальности используют не менее эффективно. Все мы, из собственного опыта знаем, что внимание привлекает повышение громкости звука, изменение интонации и ритма. Ускорение темпа речи с акцентированным ритмом (так называемая скандированная речь) побуждает к действию, речь под музыку усиливает внушающее действие рекламного сообщения, «бархатистый», вкрадчивый голос расслабляет и вызывает доверие. Известная мелодия также располагает к доверию, а динамичная, запоминающаяся музыка вкупе с задорным слоганом может напеваться потребителями годами, ассоциируясь в то же время с определенным продуктом. Вспомним песенку, которая сопровождает рекламу Кока-колы: «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит – всегда Кока-кола». Как после этого не ассоциировать Кока-колу с праздником?
Делай как я
Следующая часто используемая техника НЛП в рекламе — переход от диссоциированного образа к ассоциированному, то есть от позиции наблюдателя к позиции участника. Сначала мы наблюдаем, как товаром пользуется персонаж рекламного ролика, затем видим товар крупным планом, рядом с нами, в результате чего создается ощущение присутствия, как будто мы пользуемся товаром сами. В основе этой стратегии лежит подражательное поведение, свойственное любому человеку. К этой же технике подключается подстройка по ценностям, которая подразумевает заимствование ценностей, привычек, деталей поведения потребителя. Грамотное применение двух этих приемов в совокупности способно творить чудеса.
Многие поведенческие шаблоны мы усваиваем с помощью подобной стратегии, поскольку именно так отражается в нашем мышлении главный принцип научения: «делай, как я». Возьмем для примера средство для мытья полов – «Мистер Проппер». Ситуация с придирчивой свекровью не знакома разве что единичным счастливицам, и вот автор рекламы использует «феномен идентификации» и подстраивается под ценности большинства невесток – «угодить свекрови» или по крайней мере максимально снизить уровень ее критики. Далее предлагается воспользоваться неким чудо-средством, которое буквально по мановению волшебной палочки (стука палочек, ложек и т.д. друг о друга) позволяет за считанные минуты (время в рекламе сжимается путем демонстрации стрелок, бегущих против хода) сделать пол кристально чистым. Средство демонстрируется так крупно, что, кажется вот-вот окажется в наших руках. И бонус – образ стервозно-строгой свекрови, удовлетворенной таки уборкой. Что еще нужно для счастья? Таким образом изображаемые в рекламе персонажи становятся образцами для подражания, продукт посредством рекламных сообщений ассоциируется с этим образом и позволяет аудитории отождествляться с ним.
Для того, чтобы феномен идентификации срабатывал наиболее эффективно, в рекламе используют образы только привлекательных людей. Если товар касается тела, красоты, здоровья, то привлекательность актера стоит на первом месте. Потому что женщинам хочется почувствовать себя томной красавицей, вспенивая шампунь, а мужчинам – обаятельным мачо, даже хотя бы в процессе бритья.
Если же товар ориентирован на подстройку по семейным ценностям, важно использовать образ «типичного положительного» мужа или жены. Модельная внешность не вяжется у потребителя с образом хранительницы семейного очага, а знойный мачо не может быть хорошим отцом и мужем. Поэтому на роли многодетных супругов как в отечественной, так и зарубежной рекламе обычно выбирают добродушных несамостоятельных и несуразных мужчин (посыл – «делай как я, и тебе все простят») – вспомним рекламу порошка Дени, в которой глава семейства постоянно оказывается в нелепых ситуациях, рекламу лекарственных средств с вечно болеющими папами и т.д. Мама же выступает в образе оберегающей и спасающей все семейство от недугов, вечно что-то отмывающей, стоящей за плитой доброй всемогущей феи. И для того, чтобы соответствовать образу феи, мама непременно должна использовать приправу «Магги», капсулы «Линекс», подгузники «Памперс», средство для мытья посуды «Фэри» и т.д.
… и думай как я!
Работа с визуальными, аудиальными и кинестетическими субмодальностями и подстройка по ценностям – это лишь малая толика всех используемых НЛП-приемов. Большинство техник ориентировано на изменение у потребителя привычных мыслительных шаблонов и создание новых – выгодных для рекламодателя.
К таким приемам можно отнести речевые пресуппозиции. Пресуппозиция – идея или утверждение, которое считается априори истинным. Технология речевых пресуппозиций позволяет строить предложения, смещая фокус внимания с необходимых (рекламируемый товар) утверждений на детали так, что необходимые утверждения (покупка определенного товара) начинают подразумеваться, как само собой разумеющееся. Тогда эти утверждения принимаются клиентом как данность, не подлежащая сомнению, и выбор происходит уже внутри этой данности. Простой пример: «В новой бутылке 25% средства бесплатно!» Выбор происходит уже между бутылками, а не между рекламируемым средством и каким-то еще.
Еще один эффективный прием НЛП - создание комплексных эквивалентов («мыслевирусов»). Комплексная эквивалентность означает, что два утверждения, или (если мы рассматриваем это явление в рамках рекламы) утверждение и звук, картинка, мелодия имеют один и тот же смысл либо связаны одним смыслом. В результате какой-либо незатейливый звук (например, простукивание определенной мелодии ложками или палочками – реклама средства Мистер Проппер) вызывает стойкое желание продолжить, проговорить ассоциацию. Этот же эффект срабатывает при желании добавить «Данон» после прозвучавшего «ммм», четкое знание того, что «Рэд Булл – окрыляет». Комплексные эквивалентны – это также объединенные друг с другом факты, не имеющие четкой причинно-следственной связи, а соединенные предполагаемой (домысливаемой) логической связью. Например: «Я люблю своего ребенка, поэтому выбираю для него лучшее питание Nestle». В этом посыле содержится мета-сообщение: если вы выбираете Nestle, вы любящая мать. При этом логически противоречащее посылу сообщение, сухо указанное внизу картинки «ВОЗ рекомендует грудное вскармливание» потребителем просто игнорируется. Видимо, потому, что любящая мать не кормит грудью…
Наше сознание склонно фиксировать информацию, которая подается в конце посыла. При этом чем длиннее и запутаннее посыл, тем больше вероятность, что четкая и ясная концовка запомнится потребителю. Еще Милтон Эриксон подметил, что сознание обращает внимание на первую часть фразы, а подсознание – на последнюю. Примером является посыл: «У каждого человека есть свои секреты, однако все, что считаете нужным, вы можете рассказать мне все». В предложении отсутствует логика, поэтому сознание цепляется за допущение, что у каждого есть свои секреты – что вызывает доверие к собеседнику, а подсознание дает сигнал, что можно рассказать все. При этом потребителю покажется, что он сам решил рассказать все свои секреты, а того, что им манипулировали – он не заметит.
Другой прием НЛП – так называемый «цыганский гипноз». Заставьте человека несколько раз подряд сказать «да», в следующий раз он с вами согласится. Считается, что обычно три положительных ответа автоматически четвертый ответ превращают в согласие вне зависимости от желания респондента. При этом в данной технике используются «трюизмы» - истинные утверждения, которые находятся в строгом соответствии с действительностью. Например, в рекламе шоколадного батончика сначала утверждается «Ты не в форме, когда ты голоден», что соответствует действительности – любой человек испытывает дискомфорт в состоянии голода. Такое ненавязчивое предложение покупки больше обращено на подсознание и срабатывает лучше, так как соответствует истине и проходит критический барьер сознания. Далее следует предложение съесть кусочек батончика. «Лучше?» - действительно станет лучше, если будчи голодным ты что либо съешь. Далее рекламодатель делает вывод о том, что голод можно утолить только данным шоколадным батончиком.
Закрытые вопросы – они же утверждения – фактически не оставляют нам выбора. У потребителя не спрашивают, а решают за него: «Вы часто и подолгу разговариваете по телефону и хотели бы платить меньше» (в принципе, кто бы не хотел платить меньше?), и далее следуют предложения тарифных планов. Фактически за вас уже решили, что вы выберете тарифный план с якобы меньшей оплатой, главное – чтобы в принципе вы воспользовались услугой именно этого мобильного оператора. По сути все тарифные планы имеют целью заработать на потребителе услуг мобильной связи и с успехом делают это, но вы при этом свято верите, что «вы платите меньше». Этот прием очень хорош, когда приходится рекламировать несколько аналогичных товаров чтобы создать иллюзию выбора.
Существует расхожее мнение о том, что в рекламе лучше не употреблять частицу «не», так как наше сознание попросту опускает ее и человек усваивает посыл противоположный то, который изначально задумывался. Например, посыл – «Не ешьте импортные продукты» сознание должно запомнить как «ешьте импортные продукты». Однако это не так. Частица «не» все-таки запоминается нашим сознанием как «запрет». Это значит, что из фразы «Сможете ли вы устоять и не купить Кока-колу?» подавляющее большинство людей усвоят только смыслы «Кола, запрет». Однако запрет далеко не всегда останавливает потребителя. Если в случае кока-колы запрет может связаться с многочисленными «страшилками» относительно свойств этого напитка и потребитель действительно предпочтет другой напиток, то в случае, например, такого товара, как автомобиль определенной марки запрет играет роль «запретного яблока». Попробуйте не думать о небелом незайце. А теперь попробуйте не думать о мягком комфортном кожаном салоне новенького мерседеса…
Уникальное торговое предложение
Термин «уникальное торговое предложение» ввел Россер Ривс, автор многих знаменитых рекламных образов и слоганов. Всем нам знаком придуманный им слоган «M&M's - тают во рту, а не в руках». Ривс, как приверженец «жестких продаж», полагал, что реклама должна не развлекать аудиторию, а продавать товар, в связи с чем предложил стратегию рационалистической рекламы. Такая реклама, по его мнению, должна захватывать внимание реципиента одним сильным предложением, которое не могут или не успели сделать конкуренты. Ривс противопоставлял рационалистическую рекламу «витринной», в которой за обилием красивых хвалебных фраз о товаре не стоит ничего, что могло бы выделить марку из ряда подобных в потребительском отношении. В серии экспериментов Ривс сделал важное наблюдение: по силе воздействия уникальные торговые предложения превосходят другие рекламные утверждения, поскольку лучше запоминаются и обладают большей агитационной силой. Кроме того, эти предложения обеспечивают рост внедрения марки в сознание людей и падение соответствующих показателей марок конкурентов.
Зачастую основные потребительские характеристики товара не являются на рынке уникальными, поскольку действительно серьезные изобретения совершаются довольно редко. Однако даже в этом случае возможно создать уникальное торговое предложение, основываясь на умелом подчеркивании какой-либо характеристики, которая отличает товар не от всех, но от большинства других товаров в той же товарной категории. Например, рекламодатели автомобилей подчеркивают их скорость, надежность, представительность. И вдруг реклама, разрывающая привычный шаблон: « Alfa Romeo. Автомобиль для одинокого мужчины». Утверждение уникальности — это не то же самое, что утверждение превосходства. Слова типа «уникальный», «единственный», «инновационный», «только у нас» настолько набили оскомину потребителям, что против них у аудитории выработался иммунитет. Чтобы создать действительно уникальное торговое предложение, необходимо УДИВИТЬ потребителя. Согласитесь, современного потребителя удивить довольно сложно. Удивление – одна из базовых и самых сильных эмоций человека. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и в дальнейшем переходит в интерес. Удивление порождается резким увеличением нервной стимуляции, блокирует контроль, а также побуждает к экспериментированию. M&M's тает во рту, а не в руках? – Надо проверить! Щетка Колгейт имеет гнущуюся головку и достигает все труднодоступных мест? – Очень интересно, надо попробовать…
Таким образом, рекламист, работающий в рамках данной должен уметь рассказать о товаре так, чтобы вызвать удивление потребителя, чтобы тот посмотрел на него по-новому — так, как не привык смотреть на товары той же категории. В НЛП этот прием называется «рефрейминг» (переформирование).
Для того, чтобы суметь вызвать удивление, необходимо сделать так, чтобы потребитель, во-первых, заметил отличительное свойство товара. Если отличие будет мизерным, то смысла в такой рекламе просто не будет. Например, производители практически всех жевательных резинок заявляют, что они обладают антикариесным эффектом. Каждый из них заявляет некое отличие – морозная свежесть, большее количество убитых микробов, но это настолько мелкие отличия на фоне антикариесного эффекта в принципе, что они не способны удивить потребителя и заставить его покупать только какой-то конкретный вид жвачки.
Во-вторых, потребитель должен воспринимать рекламируемое свойство товара как важное и полезное. Так, для взрослых не имеет значения цвет зубной щетки и реклама по принципу «Покупайте красные зубные щетки – щетки цвета страсти» покажется глупой, хотя несомненно привлечет внимание своей абсурдностью. Однако для детей может быть принципиально важным изображение на щетке, к примеру, Человека-паука. Таким образом, ребенок попросит купить именно эту зубную щетку, особенно если реклама щетки будет снабжена слоганом «Настоящие герои чистят зубы нашими щетками».
Кроме того, реклама не должна противоречить неким внутренним глобальным убеждениям потребителя. Если потребитель уверен, что йогурт, содержащий живые культуры, не может не испортиться в течение трех дней, но бесполезно убеждать его в том, что «наши живые йогурты хранятся более двух недель». Потребитель все равно заподозрит, что никаких живых культур в йогурте нет и подавно, и вообще утратит доверие к производителю.
Стараясь описать хотя бы основные приемы НЛП в рекламе, мы не смогли объять необъятное, поскольку рекламные технологии постоянно развиваются и обновляются. Следует помнить, что максимальный эффект дает комплексный подход: многие приемы НЛП в одиночном использовании не будут так эффективны. НЛП – это система техник и моделей, поэтому полностью свой потенциал НЛП раскрывает при системном подходе. Главное помнить – поведение потребителя легко поддается манипулированию, однако недобросовестная реклама, откровенно обманывающая аудиторию, рано или поздно может сыграть «против» своего создателя, надолго вызвав недоверие покупателей. Уважение потребителя – залог качественной рекламы.