Источники информации

Страх за рулем или не так страшен руль

Страх за рулем

Не так страшен руль…

Проблема водительских страхов мне близка не только потому, что я работала с клиентами с подобными фобиями, но и потому, что не так давно сама сняла значок «70» со своего автомобиля.

Помнится, что страх я испытала еще на этапе, когда мне нужно было самостоятельно (подчеркиваю – самостоятельно) выехать в город. Сама мысль о том, что полагаться нужно только на себя, приводила меня в ужас. Причина этого страха коренится не столько в отсутствии опыта, как принято считать, сколько в отсутствии навыка управлять автомобилем самостоятельно. К сожалению, езда с инструктором не обучает самостоятельному управлению автомобилем. Ученик знает, что в любой сложной ситуации за него вовремя затормозит инструктор, подскажет, предупредит – еще бы, ведь и сам инструктор заинтересован в том, чтобы выжить. Таким образом, ученик просто не научается адекватно справляться со своим страхом в сложных ситуациях.

Что делать?

Если вы испытываете настолько сильный страх, но не в состоянии первый раз сесть за руль и хотя бы отъехать от парковки, попросите кого-либо из хорошо знакомых опытных водителей сопроводить вас один или два-три раза. Но  не увлекайтесь! Чем дольше рядом с вами будет находиться «страховка», тем меньше шансов избавиться от страха самостоятельного вождения. Только опыт вождения в одиночку позволит вам  почувствовать, что ничего угрожающего не происходит.

Самостоятельный выезд в город – настоящий стресс для молодого водителя. Помню, как выехав первый раз, я испытала настоящий шок. Боялась я всего – встречных машин, машин, двигавшихся по соседней полосе, пешеходов, резво перебегающих по зебре, людей, просто стоящих у обочины. Мне казалось, что я непременно должна задеть соседний автомобиль, врезаться в двигающийся мне навстречу и сбить пешехода, спокойно переходящего дорогу за 50 метров от меня.  Муж, водитель с 20-летним стажем, седея на глазах, умолял: «Не прижимайся к Мазде! », «Не шарахайся на встречку! До соседней машины метра два!» После первой поездки я с трудом оторвала от руля сведенные от напряжения пальцы, еле дошла до дома на подкашивающихся ногах, раза два пила валерьянку. Муж, кстати, тоже. Успокоившись, я стала разбираться, откуда растут ноги у моих страхов. Покопавшись в публикациях на тему ошибок молодых водителей, я пришла к следующему.

Во-первых, я не чувствовала ни саму машину, ни ее габаритов, ни скорости и соответственно не чувствовала, что я УПРАВЛЯЮ машиной. Мне казалось, что машина – это некое отдельное существо с собственным разумом, повернуть которое в нужном мне направлении по собственному желанию не удастся. Отсюда паника, напряжение, тревога. А когда повышается уровень тревоги, автоматически нарушается продуктивность мышления, мозг как будто отключается и принимать адекватные решения становится очень сложно. Поэтому я только и делала, что слушала голос мужа, а самостоятельно со стрессовой ситуацией справиться не смогла, а значит так и не научилась самостоятельно водить.

Авторы прочитанных мной публикаций советовали в первую очередь научиться чувствовать автомобиль. Для этого я выезжала рано утром на трассу. Я старалась максимально расслабиться, принять удобное положение. Для этого необходимо опираться спиной о кресло, а рука, лежащая на руле, должна быть лишь слегка согнута в локте. Такая поза не вызывает напряжения, рука не устает. Дорога была практически пустынной, и угрозы в виде пешеходов и встречных машин пока не было. Я трогалась с места и останавливалась, разгонялась и притормаживала, стараясь запомнить ощущения скорости и отслеживая тормозной путь. Разворачивалась, останавливалась, снова трогалась с места. Постепенно трасса становилась все более оживленной, но машины уже так не пугали меня. Я почувствовала, что, следуя по своей полосе, я никому не мешаю, никого не задену, что я успею затормозить. В психологии такой метод терапии называется «флотация», или «наводнение» и используется, как правило, бихевиоральной терапией. Когда пугающие стимулы постепенно увеличиваются в количестве либо приближаются к клиенту, а тот при этом находится в расслабленном, ненапряженном состоянии. Со временем большое количество пугающих стимулов или  их нахождение в непосредственной близи уже не вызывает страха и напряжения.

С трассы в город каждый раз я въезжала все более уверенно, количество машин, конечно, все еще вызывало тревогу, но не вгоняло в ступор. Я запомнила главное правило молодого автомобилиста: «Уверен – едь. Не уверен – притормози». Помните, что пока вы думаете, ваш автомобиль едет! Поэтому, вместо того, чтобы судорожно соображать, как мне перестроиться и чтобы мешать непонятной траекторией другим водителям, я начала притормаживать, пропуская другие машины, позволяя себя обогнать, но у меня оставалось время для того, чтобы спокойно принять решение, что делать. Пешеходы, вопреки моим ожиданиям, оказались вполне вменяемыми людьми, не бросались под колеса, а спокойно переходили проезжую часть, поскольку я сама заранее слегка притормаживала, завидев пешеходный переход. А водители соседних машин не сигналили, когда я притормаживала, а просто обгоняли. Знак «70» в большинстве случаев вызывает чувство снисхождения у автолюбителей.

Но оставалось еще несколько неизжитых страхов. Основные – это страх встречи с инспектором ГИБДД и страх повредить машину, как свою, так и чужую. Я прекрасно отдавала себе отчет, что от ДТП не застрахован никто, даже самый опытный водитель. Я понимала, что рано или поздно меня остановит сотрудник ГИБДД хотя бы ради проверки документов. И почему-то страшные картинки с жуткими автокатастрофами мое воображение не рисовало, а вот поцарапанную краску, помятый бампер, и, о ужас, разъяренного водителя другого автомобиля я представляла себе очень отчетливо. Мне казалось, что если инспектор вдруг взмахнет у меня перед носом своей волшебной полосатой палочкой, я растеряюсь, не смогу вовремя притормозить, «красиво» остановиться у обочины и, не дай Бог, отдавлю ему ногу, и вот тут он меня, конечно, просто сотрет в порошок. В целом я вообще не очень комфортно чувствую себя в присутствии агрессивно настроенных и особенно орущих на меня людей. Справиться с этими страхами мне помогло простое упражнение, взятое мной из арсенала той же бихевиоральной терапии. Мой муж выполнял роль то разъяренного водителя, то инспектора ГИБДД (поверьте, водителю со стажем это не составит особого труда), а я – виновницы ДТП. Мы проигрывали конфликтную ситуацию, я училась говорить и вести себя так, чтобы не провоцировать агрессию оппонента, при этом  чувствовала себя в относительной безопасности (муж все-таки) и к ситуации не подключались ненужные отрицательные эмоции. Фактически мне пришлось доводить свое поведение в подобном конфликте до автоматизма, при этом после каждой его оскорбительной фразы я повторяла для себя: «это просто слова, они безопасны, я такой же взрослый человек и могу спокойно реагировать». Часто новичок на дороге действительно чувствует себя в подобной ситуации маленьким ребенком перед разъяренным или наказывающим взрослым. Чтобы отвечать адекватно, не чувствуя растерянности и страха, необходимо для начала «вырасти», то есть почувствовать в прямом смысле этого слова размеры своего тела, почувствовать, как твердо стоишь на ногах, осознать что ты такой же взрослый человек. Тогда и поведение будет спокойным и уверенным.

Я, к счастью, пока изжила свои водительские страхи и довольно уверенно вожу автомобиль. Однако ко мне с проблемой страха за рулем обращаются клиенты с гораздо более длительным, чем у меня, стажем вождения автомобиля. Основными причинами данных страхов в моей практике были следующие: автокатастрофа, после чего клиент не мог сесть за руль, беременность, когда будущая мама панически боялась водить машину, панические атаки, возникающие в незнакомом городе.

С любой из этих проблем удавалось вполне успешно работать.

Итак, произошло серьезное ДТП. Новичок, столкнувшийся с такой ситуацией, может напрочь потерять всю приобретенную уверенность в себе. Как правило, его постоянно преследуют мысли «Я что-то сделал не так» и «Я никогда не научусь». В такой ситуации стоит разобраться, желательно при помощи опытного водителя, что именно молодой водитель сделал не так. Как правило, оказывается, что он либо просто растерялся, либо не заметил другой автомобиль. В первом случае виноват страх в экстремальной ситуации, который блокировал умственную деятельность и не позволил спокойно принять решение. В большинстве случаев, как я уже писала выше, достаточно было слегка притормозить (исключаем гололедицу, тут уж надо владеть специальными навыками управления автомобилем), для того, чтобы решить, как поступать. Во втором случае – утрата бдительности. Помните, что вождение автомобиля – это работа, требующая постоянной концентрации внимания. Удерживать внимание длительное время нелегко, но гораздо легче, когда вы спокойны. Напрасно многие думают, что если они напряжены – то и внимание у них лучше. Ничего подобного. В напряженном состоянии человек быстро истощается, а вместе с ним и мозг, соответственно и внимание. Разобравшись, что именно водитель сделал не так, нужно работать с «никогда не научусь». Для этого достаточно несколько раз отработать подобную ситуацию. Попали в ДТП на перекрестке? Вместо того, чтобы избегать перекрестков, как это начинают делать те, кто пострадал именно на пересечении дорог, старайтесь как можно чаще их пересекать, с учетом той ошибки, которую вы допустили. Пусть вас пару раз сопроводит более опытный товарищ, который подскажет, как лучше управлять в данной ситуации. Только тренировка в данном случае снимет чувство тревоги.

Хуже, когда в автокатастрофу попадает опытный водитель. Очень часто такая ситуация захватывает его врасплох, еще сложнее, если она усугубляется человеческими жертвами. Собственная боль или вид страданий другого прочно скрепляют в сознании негативные переживания с вождением автомобиля.  Проходит месяц, два, год, а водитель так и не решается сесть за руль. В таком случае главное понять, что человек, попавший в ситуацию автокатастрофы, все еще не пережил ее. Клиенты нередко, рассказывая о катастрофе, каждый раз воспроизводят  ее в своем сердце заново, погружаются в негативные переживания, плачут, их бьет дрожь. Это признаки того, что человек все еще находится «внутри» ситуации, а не «вне» ее. Очень важно в таком случае обострить все отрицательные эмоции, завершить ситуацию, довести до сознания тот факт, что все закончилось, а сам человек жив и помочь ему «выйти» из страшной картинки. Только когда человек начнет вспоминать автокатастрофу, как наблюдатель со стороны, не включаясь в нее эмоционально, можно работать с тем, чтобы он сел за руль. Делать это в большинстве случае может и должен психотерапевт, но зачастую сами водители интуитивно стараются правильно «пережить» случившееся. Лучше, когда они много говорят об автокатасрофе со своими близкими, подробно описывают ситуацию, свои чувства, а не замыкаются в себе и не «стараются забыть». Проговаривание снимает чувство тревоги и страха, освобождая человека. Как правило, когда эмоциональное наполнение уходит, водитель возобновляет управление автомобилем.

Неизвестность пугает сама по себе. Поэтому зачастую даже опытные водители чувствуют в незнакомом городе дискомфорт. У некоторых этот дискомфорт может доходить со уровня панических атак. Одна из моих клиенток довольно долго водила машину и чувствовала себя за рулем вполне уверенно. Однажды ей пришлось ехать в гости к подруге в другой город, кроме того, нужно было самой найти адрес знакомой. Сначала она медленно каталась по городу, поскольку приходилось внимательно изучать дорожные знаки на незнакомых улицах. Но вскоре стемнело, улицы опустели, а женщина оказалась в тупике. Тут ее охватила настоящая паника. Рыдая, она пыталась объяснить подруге по телефону, где находится, но голова кружилась, охватила слабость, женщина не могла даже выйти из машины и осмотреться. В итоге все закончилось вроде бы благополучно, подруга смогла найти ее, но панический страх прочно закрепился. Женщина не могла заставить себя покинуть пределы не только родного города, но и просто знакомого района. Справиться с ее состоянием удалось путем проигрывания случившейся ситуации и постепенного «удаления» от знакомого района. Сначала она отъезжала от известной местности на 25 метров, потом 50, потом на квартал, каждый раз мы констатировали, что ничего страшного не произошло и она хорошо справляется. В данном случае роль психотерапевта вполне может выполнять кто-то из близких либо инструктор по вождению.

Гораздо сложнее справиться со страхом будущей мамы. У беременных женщин крайне легко возникают тревожные состояния, быстро доходящие практически до панических атак. Но, с другой стороны, будущие мамы, довольно внушаемы, что облегчает работу с ними. Очень хорошо работать методом визуализации. Женщина садится за руль, расслабляется и до того, как тронется с места, ей дается следующая установка (или же беременная женщина может самостоятельно визуализировать данный образ): «В расслабленном состоянии нужно представить, что мать силой своей любви «строит» вокруг живота прочный твердый каркас, броню, что-то вроде чем-то вроде огромной скорлупы грецкого ореха. Живот защищен со всех сторон этим крепким каркасом. Этот каркас настолько прочный, что малыш надежно защищен от внешнего мира, от любого его воздействия. Малышу спокойно и хорошо. Все, что делает его любящая мама, она делает только для того, чтобы принести малышу пользу. Она садится за руль, чтобы малышу было мягче и спокойнее перемещаться вместе с мамой. Она спокойна, уверенна и внимательна». Как правило, такие аутогенные тренировки успокаивают женщину, позволяют чувствовать себя за рулем более уверенно.

Как мы видим, при желании можно эффективно работать практически с любым водительским страхом. Главное – большое желание водить, и все у вас обязательно получится.