Экстремальное вождение
Водить экстремально значит … безопасно?
Ранее мы уже писали о тех страхах, которые преследуют как молодых, так и опытных водителей: страх впервые выехать в город, боязнь машин и пешеходов, панические атаки за рулем после аварии… По большому счету в основе всех этих переживаний лежит страх новой непредсказуемой опасной ситуации, с которой невозможно или крайне сложно справиться.
Но почему сложно или невозможно? Ведь все, кто водит машину, учились в автошколах, сдавали экзамены на право управления автомобилем, водят машину довольно долгое время. И, тем не менее, страх и неуверенность не исчезли.
Причина данного феномена кроется в том, что целью обычных автошкол является научить в принципе управлять транспортным средством – трогаться, разворачиваться, знать правила дорожного движения. Если смотреть правде в глаза, там не учат главному – безопасному вождению. В автошколе учат водить так, как будто вы всегда будете ездить по ровной дороге, со скоростью 70км/час, не попадая в аварийные ситуации, а окружающие водители будут уступать вам дорогу или пропускать при необходимости, как это происходит, когда они видят волшебный знак «У» на учебном автомобиле.
В реальности движение в мегаполисе экстремально, аварии случаются сплошь и рядом, водители ведут себя агрессивно по отношению друг к другу. И даже большой опыт вождения зачастую не спасает даже в самой «обыденной» с точки зрения большого города ситуации. Помочь в данной ситуации могут навыки экстремального, или, как его сейчас называют, контраварийного вождения, которые можно приобрести главным образом на соответствующих курсах.
Кому нужны курсы экстремального вождения
Существует ошибочное мнение, что курсы экстремального вождения нужны только тем, кто хочет участвовать в гонках, заниматься автоспортом или лихачить на дорогах. Однако это совсем не так. На хороших курсах в первую очередь учат предвидеть и предотвращать аварийные ситуации, уверенно управлять автомобилем, чувствовать свое авто. Поэтому такие курсы полезны в первую очередь тем, кто после обычной автошколы боится сесть за руль своей машины и выехать в город. Курсы хороши и для опытных водителей, утративших чувство опасности и постоянно попадающих в аварийные ситуации. Пригодятся они и тем, кто в силу своего внутреннего напряжения и тревоги после аварийной ситуации вообще не может сесть за руль, ведь первый этап обучения в таких автошколах представляет собой многочасовую работу на тренажерах, представляющих собой прототип рабочего места водителя за рулем. В результате формируется необходимый арсенал навыков работы рук на рулевом колесе, оттачиваются приемы стабилизации автомобиля на дороге, умение регулировать плавность и точность его движения. Помогают курсы и тем, кто не может научиться водить машину, хотя стоит оговориться, что подавляющее большинство инструкторов работают только с теми, кто уже имеет право на управления автомобилем.
Каким бывает экстрим на дороге
Экстремальной может оказаться любая ситуация, с которой водитель сталкивается чуть ли не каждый день. Это может быть «занос» на скользкой дороге, от которого не застрахованы и те, кто вовремя поменял «резину», и попадание камня в лобовое стекло, и внезапный ливень, нарушивший видимость, и выскочивший на встречную полосу лихач… Да мало ли ситуаций, в которых жизнь и самого водителя, и его пассажиров, и окружающих оказывается под угрозой.
Возьмем, к примеру, движущегося в одном с вами направлении велосипедиста или скутериста. Чаще всего данные «водители» плохо знают ПДД, ввиду того, что многие из них подростки или дети. И хотя скорость их передвижения низкая, они могут совершать на дороге резкие, непредсказуемые маневры. Или же еще менее предсказуемая группа участников дорожного движения – пешеходы. Переходя дорогу, они увлеченно говорят друг с другом, смотрят с другую сторону, пишут смс, укутаны в капюшон и ничего не видят, пьяны и так далее – перечислять можно бесконечно. Самое страшное для водителя в ситуации, когда резко перед ним оказывается велосипедист или пешеход – это возможность причинения им вреда. Те же переживания характерны и для тех, кому наперерез выскочило какое-либо животное. Отсутствие этого страха при возможности нанести вред другому присуще только явным психопатам или умственно отсталым. Во всех остальных случаях водитель старается бессознательно остановить автомобиль или объехать препятствие в попытке предотвратить наезд на другого. При этом водитель не думает о том, что такими действиями он может нанести еще больший вред как окружающим, так и самому себе, ведь дорога может быть скользкой, неровной, вокруг могут находиться другие пешеходы или автомобили… Однако далеко не всегда, к сожалению, водитель успевает правильно оценить сложившуюся ситуацию, особенно если не имеет навыков грамотных действий в подобных случаях. И даже избежав аварии, водитель еще долго находится в состоянии стресса: повышается давление, учащается сердцебиение, дрожат руки…
Схоже реагирует психика и в ситуации, когда водитель оказывается невольным свидетелем тяжелой аварии на дороге. Зачастую человек, проезжая мимо на большой скорости, не успевает даже осознать, что именно он увидел, будь то столкновение автомобилей, или сбитого на его глазах пешехода, или же вылетевшую в кювет машину. И лишь спустя несколько секунд, резко тормозит, забывая о собственной безопасности, провоцируя тем самым еще одну аварию.
A чему научат «экстремальщики»
В принципе опытный водитель может просчитать различные варианты заранее и предотвратить возникновение аварийной ситуации. Однако далеко не всегда есть время на обдумывание действий, поэтому чтобы предотвратить аварию, надо уже заранее знать, как поступить. По крайней мере, это должно знать ваше тело – руки, которые держат руль, ноги, нажимающие на педали.
Обучение, подготовка водителя к действиям в экстремальной ситуации состоит в выработке установки на уверенный благополучный выход из экстремальной ситуации, в обучении «чувству автомобиля» и соответствующей реакции на изменение движения авто, а также способам нестандартного мышления и саморегуляции.
Обучение контраварийному вождению - довольно сложный процесс. Одно только «чувство автомобиля» представляет собой сложнейший комплекс ощущений – зрительных, слуховых, кинестетических (мышечных), вестибулярных, компоненты которого далеко не во всем поддаются объективному анализу и, тем более, измерению. Например, отмечено, что профессионал, в отличие от водителя-любителя, способен держать в поле зрения сразу все наиболее важные объекты центрального, заднего вида, показаний приборов, имея при этом «запас зрения» для посторонних наблюдений. Чтобы была понятна трудоемкость работы по выработке «мышечной памяти», ориентированной на воспитание должного «чувства автомобиля», достаточно сказать, что для того, чтобы тело научилось автоматически реагировать на изменение ситуации, водителю требуется не менее 200 повторений каждой типовой ситуации движения, вызывающей ту или иную форму ощущений!
В ходе овладения практическими навыками управления автомобилем в экстремальных условиях, как уже говорилось выше, происходит и обучение саморегуляции. В экстремальной ситуации возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, которая затрудняет принятие решения, ухудшает мыслительные процессы, что зачастую вызвано и привычкой действовать по определенному шаблону – шаблону действий в безопасной ситуации.
В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному. Одни овладевают ситуацией, действуют быстро, решительно и грамотно, что без соответствующей подготовки бывает весьма редко. Другие – впадают в ступор, бросают руль, закрывают лицо руками. Третьи - суетятся, хаотично пытаются выкрутить руль, выжимают газ или резко тормозят. И во втором, и в третьем случае результат одинаков – вероятность создания аварийной ситуации очень велика.
В случае, когда большинство аварийных ситуаций в результате тренировки уже знакомы водителю, у него расширяется диапазон возможных действий, а экстремальная ситуация не является новой, а соответственно – не приводит к ступору. Кроме того, опыт «проживания» экстремальных ситуаций обучает саморегуляции и как результат – способности относительно хладнокровно действовать в опасных условиях. Однако следует помнить, что «проживание» экстремальных ситуаций на дороге должно сопровождаться опытным инструктором, который точно знает, что именно чувствует его ученик и может регулировать его состояние.
Процесс саморегуляции строится на трех основополагающих принципах: визуализации, релаксации и самовнушения. Визуализация - это создание внутреннего образа с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. Все опасные ситуации на дороге проработать во время обучения нельзя, но можно многие из них просто представить, опять же, под руководством инструктора и заранее «потренировать» правильное поведение в данных ситуациях.
Релаксация, или расслабление, в процессе проработки экстремальной ситуации приводит к освобождению тела и психики от ненужного напряжения. Это взаимно-обратный процесс: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело. Необходимо учиться контролировать свое состояние в любой ситуации и уметь быстро расслабить тело. Расслабленные мышцы лучше отзываются на движение автомобиля (так, как их этому обучили), а соответственно автоматически будут действовать правильно даже без участия сознания.
Сущность последнего принципа - самовнушения - заключается в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Такое внутреннее эхо может быть сформулировано как установка, выраженная, например, словами: «Я спокоен», «Я умею думать четко и быстро». Слова, обращенные к себе, заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели. Подобные установки необходимо постоянно повторять в различных ситуациях, пока не придет ощущение того, что успех возможен. И тогда успех в любой, даже самой сложной ситуации на дороге, станет реальностью.