Источники информации

Сказочки для девочек

Сказочки для девочек

Выйти замуж… за принца?

(статья для женщин)

Сказки – отражение опыта народов, в сказках коллективное бессознательное превращается в символы повторяющихся у каждого поколения ситуаций. Выбор партнера является одной из таких повторяющихся ситуаций. Сценариев отношений на самом деле не так уж и много, практически все они отражены в известных нам сказках. Эти сказки читаются запоем в детском возрасте, а затем сценарии воспроизводятся в зрелом возрасте в период поиска и выбора партнера. Мы отождествляем себя с  главной героиней любимой сказки, а потенциального партнера – с суженым этой героини, и, повзрослев, проживаем уже свою личную сказку в реальности.

В период выбора партнера мы бессознательно ищем того, кто похож на суженого из той, «нашей сказки», сужая тем самым границы своего выбора. Нередко получается так, что выбор партнера предопределяет и жизненный сценарий. В нашей памяти закрепляется: должно быть так, и никак иначе. Белоснежка должна найти приют только среди гномов, которые могут стать лишь братьями. Красавица может выйти замуж только за Чудовище и всю жизнь его жалеть. И как только Чудовище появляется на пути Красавицы, девушка начинает реализовывать любимую сказку.

Однако большинство Чудовищ не то что не нуждаются в жалости, за них и замуж то выходить противопоказано. Ровно как и выходить замуж за принца с переборчивой мамой, подкладывающей горошины под перины невестки. Главное – вовремя заметить, что вы претворяете в жизнь грустную историю, знакомую с детства. Тогда и изменить концовку сказки вам будет под силу.

БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Или

«за гномов замуж не выходят»

Жил-был король. Его жена умерла, и он женился во второй раз, на красивой, властной, деспотичной, но холодной женщине. У короля была дочка от первого брака, прекрасная девочка, самая прекрасная, которую только можно было представить. По мере того, как девочка подрастала, мачеха все больше ненавидела  ее. Король слушался свою жену во всем, потому что она одна была для него авторитетом, и когда мачеха сказала, что девочка пропала в лесу, поверил  на слово и не пытался ее искать.

Таким образом, девочка осталась без любви отца, потому что его любовь завоевала мачеха своим авторитетом и сильным характером. У Белоснежки сформировалась основная потребность – быть авторитетной и сильной, чтобы завоевать своего отца. В последующем она ищет именно такие отношения – в которых она может быть авторитетной для мужчины – умнее, сильнее, выше по социальному положению. В то же время, эти мужчины должны о ней заботится, как заботился бы отец.  Она находит таких мужчин, для нее такими мужчинами стали гномы – забавные низкорослые существа, для которых прекрасная Белоснежка становится неким идолом, божеством. Она живет среди них, заботится о них, но гномы никогда не смогут заменить ей настоящего мужчину, с которым можно построить нормальные отношения. Поэтому логичным выходом из этой ситуации становится летаргический сон Белоснежки - она надолго засыпает, засыпает эмоционально, то есть перестает чувствовать любовь.  Этакий своеобразный способ убежать от реальности, когда реальность не может предложить того, что может соответствовать ожиданиям.

Тем временем, на Белоснежку регулярно приходят смотреть гномы, они любуются ее, но не могут разбудить (куда уж им… мы ждем принца). И вот появился прекрасный принц. Он поцеловал Белоснежку, и та сразу же ожила. Как будто только того и ждала, что ее кто-нибудь поцелует. Жаль, что в жизни не всегда появляется тот самый принц.

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

Аленький цветочек

или сказка о созависимых женщинах

Типичный сценарий созависимых женщин, имеющих мужей-алкоголиков, либо зависимых от чего-либо другого (впрочем, для нашего менталитета наиболее характерен алкоголь).

С детства они прилагают максимум усилий, чтобы соответствовать требованиям родителей  - это может быть как повышенная хозяйственность дома, так и стремление всегда учиться на «отлично» – в зависимости от требований. (Так главная героиня всегда была хозяйственной, любила отца, всячески ухаживала за ним). Родителей вряд ли можно назвать внимательными. В данной сказке отец был купцом, мало уделял внимания, только периодически, по возвращении он мог приласкать дочь, но чаще отсутствовал. (У многих созависимых женщин отцы – сами алкоголики, либо редко бывают дома, либо излишне агрессивные, периодически сменяющие гнев на милость).

При этом притязания самих дочерей невысоки. Им не надо дорогих подарков от родителей. Все, что им надо – это чтобы отец когда-нибудь заметил заботу и старания дочери и испытал чувство вины за то, что он не уделял ей внимания, любви.

Главная героиня просит у отца вроде бы недорогой, но практически нереальный подарок – аленький цветочек. Отец несколько раз возвращается без цветочка, испытывая при этом чувство вины, что, собственно, и надо было его дочери. Но однажды отец привозит аленький цветочек, но должен отдать за это свою дочь Чудовищу. Так девочка выходит замуж. Она находит в этом союзе то, что так надо было ей в отношениях с отцом – чувство вины и желание угодить. Чудовище испытывает вину за свою безобразность, которая пугает его невесту, предоставляя при этом все блага своей пленнице. Но остается чудовищем.

Однажды главная героиня решает увидеться с родными, не успевает во время вернуться и Чудовище погибает от горя. Это еще один ключевой момент в созависимых отношениях. Чудовище просто обязано умереть без своей спасительницы. Многие жены алкоголиков считают, что их мужья непременно умрут без них, поэтому живут с ними, наслаждаясь чувством вины своих мужей и той мыслью, что они спасают чью-то жизнь.

Естественно, любовь героини спасает Чудовище, оно превращается в прекрасного принца, сказка заканчивается свадьбой.

А после свадьбы ничего не изменится. Потому что главной героине необходимо, чтобы перед ней испытывали чувство вины и непременно умирали, если она не простит и бросит. Поэтому принц просто обязан периодически превращаться в чудовище (по сути – напиваться и надолго), затем долго извиняться и угрожать, что немедленно умрет, если его бросят, а потом вновь превращаться в принца.

ПЕРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА

Или сказка о женатых мужчинах

Начало этой сказки очень похоже на начало сказки о Красавице и Чудовище. Редко бывающий дома отец-купец, хозяйственная дочка с невысоким уровнем притязаний. Мол, ей, Марьюшке, только перышко Финиста ясна с сокола надо и не более того, в то время, как сестры себе наряды запрашивали.

Финист ясный сокол целыми днями где-то летал, лишь к ночи возвращаясь к Марьюшке. Всю ночь они «любились-миловались», а потом он снова улетал. Кто знает, может быть, он днем бывал у своей законной супруги.

Но однажды ночью Финист не смог попасть к Марьюшке. Прощание, как говорится, было недолгим. Финист запросто улетел, наказав Марьюшке долго его искать и при этом жестоко мучиться. Когда же Марьюшка, перетерпев невероятные мучения, наконец, нашла его, он прекрасно себе жил со своей женой, даже не вспоминая про нее.

Долго пришлось Марьюшке рыдать на спящим (читай - не чувствующим любви) Финистом, пока она его наконец разбудила своими слезами. Не долго думая, Финист тут же уехал с Марьюшкой, бросив жену. Думаете, надолго? Сомневаюсь. Как только ему что-то не понравится, пойдет Марьюшка снова его искать за тридевять земель, пока не износит три  железных колпака, три пары железных башмаков, не изломает три железных посоха. Замечательная история, не правда ли?

ЗОЛУШКА

Без комментариев

У Золушки практически не было детства. Так часто бывает в семьях с авторитарным стилем воспитания, когда девочку держат в черном теле с целью, чтобы она выросла «хорошим человеком», «хорошей хозяйкой», лишая детских радостей, боясь «избаловать ребенка», заставляют много работать по дому, порой требуя невозможного. Часто при этом в семье есть младшие дети, которых балуют, сваливая все на «старшую».

Единственная потребность, которая может сформироваться у такого ребенка – это богатая яркая беззаботная жизнь, по сути беззаботное детство.

Когда девочка подрастает, в роли феи ей зачастую являются либо мадам сутенер, которые легко вводит Золушку в заблуждение, обещая красивую жизнь, либо богатый жених, подыскивающий себе красивую и покорную прислугу.

Надо заметить, что Золушки – существа изначально крайне доверчивые. С детства ей внушают, что она «должна», и тогда получит «то-то» (как правило, какой-то минимум). Этот минимум она получает, по этой причине верит людям безоглядно.

Золушка идет на бал, видит красивую жизнь, волшебство превращений из замарашки в красавицу. Этого вполне достаточно. Затем она выходит замуж за принца и сказка заканчивается. Увы, это не конец. Она привыкла, что чудеса происходят только тогда, когда выполняешь много черной работы. И выходит на новый виток спирали. Случай ли это с «удачным» выходом замуж, либо с обретением древнейшей профессии – итог один. Она будет все больше работать, чтобы получать минимум той красивой жизни, которую однажды увидела. Более того, она будет считать, что так должно быть. И так будет всегда.

ШИПОВНИЧЕК

Спящая красавица

или сказка о старых девах и капризных женах

Как правило, эта барышня с детства крайне избалована и всячески опекаема родителями. Родители предпринимают все возможные способы оградить ее от опасности. Они исключают из ее жизни все веретена – то есть все, что может привести к гибели, вместо того, чтобы нормально предупредить ребенка о том, что этот предмет может причинить вред. Рассматривая эту ситуацию в разрезе межполовых отношений, легко заметить, что Шиповничек «укололась» о тот предмет, о котором ничего не знала. Вероятно, ее ограждали от отношений с противоположным полом, боясь ранней беременности, неудачного брака и т.п. Кроме того, возвращаясь очередной раз к классическому психоанализу, легко заметить, что веретено вполне сойдет за фаллический символ.

Уколовшись однажды, Шиповничек надолго засыпает. Ее оставляют в замке со всеми слугами и богатством, замок оплетают колючие заросли шиповника. По большому счету, родители просто-напросто материально обеспечивают своего ребенка, а дочка становится колючим шиповником, ограждая себя от «уколов». Шиповничек должна спать до тех пор, пока не придет настоящий принц, и не догадается, что за этим колючим кустарником скрывается самая лучшая девушка в мире.

Принц появляется через много-много лет. К сожалению, только в сказке девушка может остаться красавицей, спустя столетие. В реальности такая барышня рискует превратиться в старую деву.

 ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Сказка про переборчивую  свекровь

 «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую. Уж не знаю каким способом пытался «добраться» принц до сущности принцесс в поисках их «настоящности», но он ее так и не достал. Потому что сам не знал, какая принцесса должна считаться настоящей.  В общем, сам не знал, чего хотел.

В итоге в ужасную дождливую погоду к нему прибрела принцесса, которая была мало похожа на принцессу, но уверяла, что она самая настоящая.

«Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь».

Все сразу становится на свои места. На самом деле это была навязчивая идея королевы – женить своего единственного сына (был ли он настоящим принцем? Королева не сомневалась – был) непременно на настоящей принцессе. Вернее, она вовсе не хотела, чтобы он женился, поэтому не дала ему никаких ориентиров, просто внушила, что он должен жениться непременно на «достойной» – настоящей принцессе. И когда засовывала горошину под уйму пуховиков, была уверена, что девушка ее не почувствует.

Ее расчеты не оправдались – девушка оказалась очень деликатной. Или очень хитрой. С другой стороны, задумаешься, чего от тебя хотят, когда укладывают на безумную гору пуховиков, а потом спрашивают, как спалось. А может быть, она просто съязвила, когда сказала, что спала на чем-то твердом. Тоже вариант.

В любом случае, ей «необычайно повезло».  Она вышла замуж за принца. Жаль только, что принц всю жизнь будет слушать маму, а мама всю жизнь будет изощряться в издевательствах над его женой, чтобы доказать принцу, что он все-таки ошибся и женился не на настоящей принцессе.

ДЮЙМОВОЧКА

Это единственная европейская сказка, имеющая хороший продуктивный сценарий, даже, можно сказать - поучительный.

 сбежала от злой толстой жабы с ее противным пассивным сынком, который только и делал, что квакал, потому что ничего умного сказать не мог.

Дюймовочка не осталась и с жуком, постоянно тусовавшимся с разного рода насекомыми, мнение которых для Жука было куда важней, чем его собственная подруга. Жуков Дюймовочка не устраивала тем, что не была похожа на насекомых и не вела такой же образ жизни.

Дюймовочка не смогла жить с богатым старым кротом под землей, куда не проникал солнечный свет.

Дюймовочка улетела на ласточке в теплые края, где встретилась с прекрасным королем эльфов. Он сделал ее своей женой, надел на нее свою золотую корону, подарил крылышки. Другими словами, Дюймовочка нашла-таки свое. Наверное, это иногда случается.

…и о принцах

Представляю вашему вниманию краткую типологию мужчин в соответствии с героями любимых нами сказок.  

Мой вам совет: если ваш избранник хотя бы отдаленно напоминает кого-либо из ниже перечисленных плодов неуемной фантазии классиков – НЕ ПУГАЙТЕСЬ! С этим живут.

ВИННИ-ПУХ

Если ваш избранник постоянно озабочен философским вопросом поиска халявы, при чем эту халяву он начинает искать с утра пораньше где-то в гостях, резонно думая, что поступает мудро, присмотритесь к его окружению. Вы увидите, что за ним следом все время короткими перебежками следует малозаметный друг, который очень заботится о благополучии вашего бой-френда. Дело в том, что Винни-Пух абсолютно не в состоянии существовать без Пятачка. Как, собственно, без хозяйственного Кролика, у которого всегда есть чем поживиться.

Тут главное – не занять место этого самого Пятачка или Кролика, если вам вдруг придет в голову дикая идея отвадить друзей мужа. Винни-Пух без них все равно не выживет. Пятачок же, например, может играть положительную роль, охраняя Винни-Пуха от всевозможных «залетов», как то: вытаскивать из дыры-норы, когда тот застрянет в ней, бегать за ружьем, чтобы сбить шарик и т.д.  Представьте, как будет чудно, если все это придется делать вам. Или, например, ваш дом станет для Винни-Пуха местом халявной еды и прочих удовольствий. Вам это надо?!

Поверьте, с периодическим разгильдяйством, любовью ходить по гостям и одержимостью халявы вы все равно ничего не сделаете. Поэтому с этим проще смириться, чем бороться. Не стоит включаться в его сказку, наблюдайте за ней со стороны. Вспомните, Винни-Пух прислушался хоть к одному совету своих друзей? Нет, он слушает только свои опилки. Вот и успокойтесь. В конце концов, Винни-Пухи по крайней мере веселые и пушистые существа.

КАРЛСОН

Еще один слегка невменяемый герой. Клинический случай закоренелого холостяка. Живет невесть где под крышей. С Малышом познакомился по несколько забавной причине: ему просто захотелось, чтобы кто-нибудь, когда он будет пролетать мимо, крикнул ему: «Привет, Карлсон!», и помахал рукой. Потрясающее самовлюблен, но не злобный. У него все  - самое лучшее в мире. Сам он – «красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил». Астрид Линдгрен, судя по всему, пала жертвой подобного красавца.

Несомненно, Карлсоны – существа забавные, веселые и добродушные. Но если вы вдруг при общении со своим бой-френдом начнете чувствовать себя Малышом, то не удивляйтесь, если от вас потребуют быть родной матерью, исполнять малопонятные капризы больного воображения, а когда вам захочется пообщаться самим с Карлсоном – вам придется сидеть у окна и ждать. Потому что никогда не известно, когда его посетит желание к вам прилететь, и посетит ли вообще.  Каждое его посещение вашего жилища будет сопровождаться хаосом и разрухой, а если вы захотите посетить его сами, он скажет: «Ты будешь дорогим гостем… как-нибудь в другой раз», аргументируя это тем, что дома у него неубрано.

А когда вы, наконец, захотите завести себе… ну, допустим, другого четвероногого друга, он обидится  и скажет: «А как же я? Я ведь лучше собаки…» И улетит. Но когда-нибудь обязательно вернется. Ведь он самый лучший. И так будет всегда: он будет улетать и возвращаться. Улетать и возвращаться. Не смотря на то, что у вас уже будет совсем другой друг.

 ЧЕБУРАШКА

Этакое милое, несколько инфантильное и несуразное существо.  Обнять и плакать – вот что хочется сделать, глядя на него. Он будет приглашать вас в гости на кофе с вашим кофейником, кофе, водой и сахаром. Кофе тоже будете варить вы, потому что он просто не умеет. Типичный маменькин сынок, но в этом не признается. Живет в отдельной телефонной будке, больше эту квартиру назвать нельзя никак. Познакомиться с ним можно только случайно: например, он окажется в вашей квартире, и скажет, что у него тот же адрес, но в Ленинграде. Чебурахаться будет регулярно, потому что  в силу несуразности постоянно за что-то цепляется, все на свете роняет и разбивает мамины любимые вазы на каждом шагу.

Собственно, для реализации материнского инстинкта, его вполне можно завести. Но учтите, вам постоянно нужно будет следить, чтобы он не залез в магазине в ящик с апельсинами и не был отправлен в Африку. Хотя… Это тоже выход.

МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА

До безобразия галантный кавалер, который при более близком общении оказывается потрясающим эгоистом и нарциссом. Изначально производит крайне приятное впечатление, этакого джентльмена с хорошими манерами. Прекрасно маскируется, но не долго. Как только вы не согласитесь с ним в точке зрения, допустим, на то, есть ли жизнь на Марсе, сразу услышите все, что он о вас думает. Любое противоречие приводит к поучительному занудному монологу с вычурным словоблудием.  

Женщин за людей не считает, как, впрочем, и все человечество в целом. Спутницу жизни заводит, как правило, лишь для того, чтобы иметь удобную обслугу. При этом обслуга должна быть красива и умна. Но даже при самом идеальном раскладе жену будут обвинять в недостаточно хорошо накрахмаленных рубашках, однообразном питании (как то -  раз в  месяц повторяющееся блюдо) и вообще в том, что без шапки.

Самолюбованием же будет заниматься при каждом удобном случае, поэтому зеркало в его квартире вы найдете даже в туалете. Если же вы вдруг хоть на секунду прекратите восхищаться его гениальностью, красотой и прочими уникальными качествами, будете немедленно разменяны на обслугу посмекалистее. Что, впрочем, будет однозначно полезно для вашего здоровья.

ЩЕЛКУНЧИК

Нечто среднее между Чебурашкой и Мальчиком-Звездой.

Когда-то был обожаемым всеми принцем – скорее всего в детстве милым красивым мальчиком, в котором души не чаяла мама, ее подруги и все девочки в классе. Вырос в уже далеко не красивенького и не хорошенького мальчика, но по-прежнему галантен с мамой и ее подругами, что, впрочем, и составляет образ его жизни.  

Как правило, его сватают умной доброй девочке, которая относится к нему с определенной долей жалости, всячески за ним ухаживает при малейшем у него приступе мигрени и сама себе воображает, что он непризнанный гений или рыцарь, не имеющий возможности проявить свои способности в столь нерыцарское время. Девочка всю жизнь ждет от него подвигов и прилагает все усилия, чтобы его расколдовать.

Щелкунчик же очень удобно устраивается, периодически кормит девочку завтраками и жалуется на непонимание окружающими его гения. В реальности сказка заканчивается довольно банально – в принца он так и не превращается, зато девочка с успехом заменяет ему со временем маму.

БУРАТИНО

Типичный представитель пролетариата. Стремление к учебе и какому-либо маломальскому развитию отсутствует напрочь. Зато прекрасно развита коммерческая жилка – с раннего детства пытается продать азбуку, вырастить на поле Чудес денежное дерево – в общем, заработать деньги каким-либо не сильно напряжным способом. Нередко в последующем именно по этим соображениям идет работать в милицию. Как правило, глумится над «гнилой интеллигенцией» типа Пьеро, идеалистами типа Артемона, раскулачивает Карабассов-Барабассов и всю жизнь ищет волшебный Золотой ключик, который ему даст все и сразу.

Девчонок презирает, они же почему-то в нем души не чают. Рано выходят за Буратино замуж, а лет через пять оказывается, что Буратино вовсе не великий философ, а просто безграмотный сын папы Карло, и его поиски смысла жизни сводятся к тому, как бы прожить, особо не напрягаясь, даже не получая образования.

И если после всего вам все еще нравится такая перспектива – заранее приготовьтесь жить с милым в шалаше, а вернее без милого, потому что чаще он будет пропадать с Лисой Алисой и Котом Базилио в таверне в стране Дураков.

Выше рассмотренные образы – образы европейских либо советских сказок (с советскими еще хуже, чем с европейскими. В советских сказках образы мужского и женского пола становятся бесполыми). И мы, и представители противоположного нам пола выросли на этих сказках, вобрав сценарии, соответствующие процессам нашей идентификации. Но ведь у нас есть не только сценарии, есть еще коллективное бессознательное, характерное для нашего менталитета.

Мы – славяне, мы не европейцы. В нашей истории не было утонченных томных принцев, способных только на то, чтобы случайно наткнуться на  Спящую Красавицу. Не было у нас и малокровных безмолвных принцесс, мечтающих о бале, как о высшем счастье женщины. У нас широкая русская душа. У нас были Иваны-Дураки и Иваны-Царевичи. Василисы-Прекрасные и Елены-Премудрые. Марьюшки и Аленушки. Вот он – наш опыт, которым надо пользоваться. Здоровая русская душа.

Наши женщины делятся на два типа – царевны и нецаревны. Ради царевны совершаются подвиги – будь то Лягушка-Царевна или Елена-Прекрасная. Нецаревны – Марьюшки и сестрицы Аленушки – чаще жертвы, они сами проходят через множество препятствий и мучений, прежде чем выходят удачно замуж за всякого рода добрых молодцев. Помните, что к царевне предъявляются определенные требования. Невозможно быть царевной, будучи злобной, завистливой, неблагородной, склочной, глупой, мелочной и далее по тексту. Это уже не царевна, а какая-то купечески-крестьянская дочь.

Конечно, и царевна может умудриться выйти замуж за Ивана-Дурака, но вряд ли это надолго. Потому что Иван-Дурак или Емеля – это тот же Буратино (не зря нам так близка интерпретация Пинокио А. Толстого). Кстати, забавно, но это самый распространенный тип мужчины в нашей стране. К сожалению. Все то же желание, чтобы все было «По щучьему велению, по моему хотению», и чтобы при этом не было необходимости спускаться с теплой печи. В желании «все на халяву» с ним не сравнится даже Винни-Пух. Тот по крайней мере ножками ходит. И ведь что интересно – все эти Иваны-дураки умудряются жениться исключительно на царских дочерях. Этакая Золушка наоборот. Но ведь дурак как дураком был, так и останется, даже если трижды влезет в одно ухо Сивки-Бурки и вылезет из другого молодцем. Надолго ли хватит удальства при отсутствии потенциала?

Иван-Царевич существенно отличается от Ивана-Дурака. Во-первых, он Царевич. Как правило, достаточно образованный, материально обеспеченный, смелый, сильный и постоянно совершающий подвиги. Вспомните Царевну-Лягушку. Благородство Царевича было настолько велико, что он женился на той, в которую попал стрелой (трактуйте по Фрейду, исходя из тождества стрела=фаллический символ), не смотря на то, что она была жабой. Относился к ней настолько терпимо, что она стала царевной. А потом, когда она, будучи царевной, начала ушла к Кащею, совершил для нее уйму подвигов, убив соперника. А Иван-Царевич и Серый Волк? Сколько ему пришлось совершить подвигов, чтобы завоевать Елену-Прекрасную?

Вот оно – основное, и главное отличие: Иван-Дурак ничего из себя не представляет, на то он и Дурак, ничего для достижения цели не делает (а есть ли цель?), но имеет массу претензий – хочет жениться, и непременно на царевне.

Иван-Царевич обладает множеством достоинств, главными из которых являются ум, благородство и стремление сворачивать горы для женщины.

Мужчины, случайно прочитав эту статью (ну, конечно, случайно – зачем им читать статью с таким названием) скажут, что у женщин слишком большие запросы. Но факт остается фактом – сказки – это коллективное бессознательное, и образ Ивана-Царевича и Елены-Премудрой существует в глубинных слоях психики каждой из нас. Как, впрочем, и каждого из них. Все, что я сейчас сделала – просто актуализировала эти образы. Хочется, чтобы наши женщины стремились быть царевнами и на меньшее отношение к ним, чем как к ЦАРЕВНАМ, не соглашались. И на меньшее, чем отношение к ним ЦАРЕВИЧА – тоже.