Источники информации

Смирение, фатализм, пофигизм

Смирение

В жизни всегда есть место «пофигу»

Никто из нас не застрахован от жизненных неурядиц – будь то мелкие семейные ссоры или финансовый крах, обычная простуда или тяжелая болезнь… И каждый из нас по-своему справляется с этими трудностями: кто-то борется до изнеможения, кто-то впадает в депрессию и отчаяние, а кому-то все жизненные перипетии просто «пофигу». Или так только кажется?

Пустяки – дело житейское…

Пофигизм — концепция, согласно которой не нужно беспокоиться о чём-либо. Нет в мире важных вещей, нет смысла добиваться того, что другие считают обязательным и нужным, «заботиться о завтрашнем дне», вникать в то, что происходит вокруг и докапываться до причины явлений.

Сейчас много спорят об этом явлении: хорошо или плохо быть пофигистом? Пофигизм – это здоровое психологическое состояние или патологическое?

Само собой, психически здоровому человеку не может быть ВСЕ безразлично. Только психопат равнодушен к окружающим, происходящим вокруг него событиям и собственному здоровью. Даже законченный эгоист беспокоится о себе любимом, не смотря на то, что проблемы окружающих его не волнуют. А уж пофигист тем паче заботится о собственном здоровье и душевном спокойствии – но только не так, как большинство других людей: не суетится, не паникует, не пытается прогнуть мир под себя, но и не прогибается сам – философски созерцает происходящее и делает выводы.

Существует мнение, что пофигисты – люди инфантильные, и используют такие психологические защиты, как регрессия (использование паттернов поведения характерных для более низкого уровня развития, детского поведения) и отрицание (как бы не замечают проблем).

На самом деле, ими в большей степени используется рационализация – механизм психологической защиты, когда все жизненные ситуации рассматриваются сквозь призму здравого смысла, что позволяет взглянуть на проблему со стороны, а значит, поможет найти в ситуации не только отрицательные, но и положительны стороны.

Такие люди проще относятся и к неудачам, и к критике: «Не я первый, не я последний» - думают они и идут по жизни дальше.

Локус контроля

Как становятся пофигистами? Это наследственный фактор, результат воспитания или жизненный опыт? Скорее нечто среднее между вторым и третьим.

Отношение к происходящим событиям и стремление брать на себя ответственность за события собственной жизни психологи называют «локусом контроля».

Склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам называют экстернальным, внешним локусом контроля, а людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами.

Такие люди склонны видеть причину во внешних обстоятельствах и действиях других, они также имеют привычку перекладывать ответственность на окружающих и обстоятельства. Причиной такого поведения чаще является неправильное воспитание, когда за ребенка принимают все решения родители, а от него самого требуют только повиновения. В итоге ребенок привыкает к тому, что он  не управляет собственной жизнью, а лишь следует неким внешним требованиям и приказам.

Поведение, характерное для экстерналов, может привести к состоянию, которое ученые называют пассивным смирением или «выученной беспомощностью».  Этот термин ввел исследователь Мартин Зелигман. Он полагал, что у людей, склонных к фатализму, легко развивается депрессия, в результате чего парализуется воля, они ведут себя апатично, с пассивным смирением. Кажется, что таким людям «все – все равно», они пассивно подчиняются происходящему, не пытаются спорить, бороться, «плывут по течению». Для больницы, например, такие пациенты – очень удобны и персонал их любит. Они не задают вопросов, не пытаются контролировать происходящее. Такая пассивность может быть хороша для эффективной работы больницы, но не для людей. Ощущение того, что человек может что-то сделать, что он держит под контролем свою жизнь, положительно влияет на здоровье и сопротивляемость болезням. Отсюда быстрое угасание и смерть в хосписах.

Иногда таких людей из-за их нежелания прилагать усилия для изменения собственной жизни тоже ошибочно называют пофигистами, однако это не так. В основе отношения экстерналов к жизни лежит лозунг «Я ничего не могу изменить, следовательно ничего не буду делать». А в основе отношения к жизни пофигистов – «Я сделал все, что мог, но если ничего не могу изменить – я буду двигаться дальше».

Противоположный тип — интерналы. Вот уж кого точно нельзя назвать пофигистом. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Интернальный локус контроля считается зрелой жизненной позицией: интерналы способны как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверены в себе, их деятельность результативнее.  больше любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако интернальный локус контроля порождает и ряд негативных моментов. Как правило, интерналы полагают, что могут контролировать абсолютно все сферы собственной жизни, что далеко не всегда соответствует истине, ведь наша жизнь зависит от множества объективных факторов, и такие события, как финансовый кризис, внезапное тяжелое заболевание, утрата близкого человека не подвластны нашему контролю. Но интерналы воспринимают такие события, как собственную несостоятельность.  Переоценка своих возможностей и влияния приводит к чувствительным поражениям, а склонность винить себя во всех неудачах может вызвать чувство отчаяния, подавленность и депрессию.

В отличие от экстреналов, интерналы постоянно переживают состояние стресса, поскольку каждая неудача для них – маленький кризис. Хорошо, если ситуация поправима, человек может влиять на исход результата и находит выход из положения. А если нет? В таком случае интернал переживает панику от невозможности что-либо предпринять, наконец, отчаяние и депрессию. Отчаяние является следствием какого-либо сильного негативного влияния на жизнь человека. Человек, понимая, что не может контролировать это негативное влияние, начинает думать, что не может никак исправить эту ситуацию, в результате этого у него рождается субъективное ощущение безысходности, бесперспективности, собственного бессилия.

Кстати, отчаяние – это чувство, которое практически неведомо пофигистам. А ведь отчаяние - самый тяжкий грех в русском православии. Христиане считают, что отчаявшийся человек перестает быть творцом своего будущего. Отчаяние парализует волю. По мнению историка профессора Ф. Зелинского «отчаяние — это интеллектуальная смерть». Человек перестает рассуждать логически, и видит перед собой только безвыходную черную стену, отсутствие выхода. Так значит рациональный пофигизм – это вовсе неплохо?

Стать пофигистом

Фатализм приводит к депрессии. Отчаянная борьба – тоже. А истина, то есть пофигизм, как говорится, где-то посередине. Так как же найти ту самую золотую середину?

Существует способ контроля таких эмоций как отчаяние, страх, уныние, который практикует Библия. Он называется «смирение». Аналогична идея буддизма «мы в этом мире просто наблюдаем». То есть мировые религии считают, что самый эффективный способ контроля эмоций – это смирение.

Выше мы уже говорили, что для экстерналов характерно пассивное смирение и это поведение не имеет ничего общего с пофигизмом.

На самом деле существует два вида смирения: активное и пассивное. Пассивное смирение сводится к тому, что надо успокоиться, прекратить напрасные потуги, «не гонятся за журавлем в небе», если у вас есть «синица в руках». А активное смирение - это временное успокоение, перемирие с нерешенностью наших проблем, перераспределение наших сил перед новым наступлением на проблему. По сути активное смирение и есть тот самый «здоровый пофигизм», который позволяет человеку достичь и душевного равновесия и, одновременно с этим, успеха. Активное и пассивное смирение нужно различать. Существует притча о том, как желая обрести активное смирение, человек обрел пассивное. Как-то раз ученик, учившийся смирению у наставника, шел по улице, погруженный в мысли о смирении, как вдруг откуда-то выскочил взбесившийся слон и понесся на него. Какой-то умный человек крикнул, чтобы тот отошел в сторону, но он не сделал этого, потому что пытался смирить себя перед слоном, и слон грубо отшвырнул его.

Суть понятия «активное смирение» как нельзя лучше отражена в знаменитой молитве Рейнгольда Нибура: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество — изменять то, что могу, и мудрость — всегда отличать первое от второго». Философ Уильям Бартли отметил, что молитва Нибура напоминает детский стишок из знаменитой «Стихи матушки Гусыни»:

«От каждой болезни на свете

Есть средство, а может, и нету

Если есть, то лечись.

Если нет - не суетись»

Таким образом, активное смирение предполагает четкое понимание, что существуют ситуации, в которых человек не может ничего изменить, и такие ситуации нужно принимать спокойно, как данность, не растрачивая напрасно силы и нервы. Есть же ситуации, в которых необходимо действовать, но если результат ваших действий не соответствует в итоге вашим ожиданиям – нужно опять же принимать это спокойно, как данность и двигаться дальше. То есть смирить себя в хорошем смысле - означает поступать таким образом даже тогда, когда есть сила сопротивляться, но в этом нет смысла.

Люди, способные к активному смирению практикуют его даже в незначительных обстоятельствах обыденной жизни. Они избегают использовать свою силу воли беспричинно, в любой мелочи. Они знают, что постоянная активность, в которой растрачиваются силы и энергия, часто приводит к поражению. Надо быть активным, когда пришло время быть активным, и становиться пассивным, когда обстоятельства требуют пассивности. Это и есть тот самый «здоровый пофигизм», именно таким образом достигается успех в жизни.

 

Опоры для отжиманий; Гвардии певица Русланова; Ландшафтная архитектура и дизайн; Консультация психотерапевта; Негативная Синергия; Кафе - бар в Переславль Залесском;